Игровые технологии на занятиях объединений по интересам
СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Игра является обязательной составляющей деятельности учащихся. Игры дают возможность детям познавать себя и развивать свои способности, Это верный способ отдохнуть, развлечься, снять напряжение, создать хорошую психологическую атмосферу. Это постоянный спутник и верный помощник в работе педагога дополнительного образования.
Игровая технология – это один из способов формирования временного детского коллектива, пробуждения стремления к собственной разнообразной творческой деятельности; наиболее четкого и многовариантного подхода к организационно – содержательному аспекту воспитательной работы в учреждениях обучения и воспитания.
В игровой технологии ребенок сам создает радость игры и общения. Учащиеся легко и с удовольствием включаются в процесс игры, структурным компонентом которого являются правила поведения, законы, традиции учреждения внешкольного образования и обучения.
Для непринужденного и увлекательного знакомства учащихся между собой и педагогом можно использовать различные игровые технологии. Они помогут созданию непринужденной атмосферы в коллективе, развитию сотрудничества, положительному утверждению личности ребенка.
Ниже приведены примерные игры для начала, середины и окончания занятия, которые могут быть модифицированы в зависимости от возрастной категории детей.
Цель:
— создание условий для сплочения коллектива,
— развития внимания, памяти, установления контактов на невербальном уровне.
Для увлекательного знакомства учащихся между собой, можно провести игры, которые помогут созданию непринужденной атмосферы в коллективе, развитию сотрудничества, положительному утверждению личности ребенка.
-
«Приветствия»
Учащимся предлагается встать в круг и, двигаясь хаотично по кругу поздороваться с участниками действуя различными способами.
Варианты приветствия:
— в России принято пожимать друг другу руки;
— в Италии — горячо обниматься;
— в Бразилии хлопать друг другу по плечу;
— в Зимбабве — трутся спинами;
— в Македонии здороваться локтями;
— в Никарагуа приветствуют друг друга плечами;
— у австралийских аборигенов принято тройное приветствие:
а) хлопнуть по ладоням;
б) подпрыгнуть;
в) толкнуть бедром.
2. «Придумай прилагательное»
Учащиеся сидят на стульях, образуя круг. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем знакомиться. Я говорю вам свое имя и придумываю к нему прилагательное, следующий кто сидит за мной, повторяет мое имя + прилагательное и говорит свое имя + прилагательное к нему. Так повторяется по всему кругу. Последний участник называет имена + прилагательные всех участников по порядку, начиная с ведущего».
Пример. «Катя – веселая», второй участник: «Катя – веселая, Оля — смелая» и т. д.
-
«Имена»
Все участники становятся в круг. Ведущий берет в руки мягкую игрушку и бросает ее кому-нибудь, произнося свое собственное имя. Когда пройдет некоторое время, необходимое для того, чтобы познакомиться со всеми именами, игра измениться. Бросая «мяч», участники произносят не свое имя, а имя того, кому принадлежит «мяч».
Для снятия напряжения и перемены вида деятельности во время занятий предлагаются следующие игры.
1. «Движение – это жизнь»
Каждое утро вытягиваясь во весь рост, вспомните:
— Я человек!
— Всегда готов протянуть руку помощи!
— Легко нагнуться к слабому или к малому
— Подставить плечи под груз тревог и забот
— Обернуться к отстающим
— Дотянуться до мечты
— Перепрыгнуть через усталость и боль
— Бороться с собственной ленью
— До победы!
Здоровье — это здорово! Вы согласны со мной? Самое ценное у человека- жизнь, а самое ценное в жизни – здоровье
-
«Светофор»
С обеих сторон от ведущего, на расстоянии 2-3 м., проводятся две параллельные линии. Все игроки располагаются по одной стороне от линии. Ведущий, стоя спиной к игрокам посредине игрового поля, называет цвет, например «красный». Те дети, у которых в одежде или обуви присутствует данный цвет, переходят через игровое поле спокойно, а у кого из игроков нет такого цвета, должен перебежать через игровое поле быстро, стараясь не быть запятнанным ведущим. Кого из игроков ведущий поймал, тот становится на его место. Игра начинается сначала.
-
«Дождь в джунглях»
Ведущий. Давайте встанем в тесный круг друг за другом, Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была отличная, светило солнце, было светло и приятно. Но вот подул свежий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине). А вот начался ливень (движения пальцами вверх-вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь повернитесь на 180 и продолжим игру.
Анализ: как вы себя чувствуете после такого массажа? Приятно или нет было выполнять те или иные действия? Поделитесь своими ощущениями и настроением.
-
«Атомы и молекулы»
Участники игры хаотично двигаются по помещению – это «атомы». По команде ведущего «молекула-два» все участники должны сцепиться по двое. После этого опять следует команда «атомы». Количество «атомов» в молекуле может меняется (два, три, четыре и т, д.) После последней команды ведущего должны образоваться две молекулы с равным количеством «атомов». Таким образом происходит разбивка участников на две рабочие микро-группы.
На этапе подведения итогов занятия эффективно использование рефлексии (размышление индивида о самом себе, своем внутреннем состоянии, анализ собственных действий, мыслей, эмоций) и заключительных игр.
-
« Рефлексивный круг»
Все участники садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: — расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце;
— что нового вы узнали и чему научились;
— каковы причины этого;
— как вы оцениваете свое участие в занятии;
Затем все участники поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.
-
«Цепочка пожеланий»
Каждому участнику занятия по цепочке предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим. Пожелания могут быть направленные на будущие встречи и дела. Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя определенный итог.
-
«Прощание»
В конце занятия педагог встает, протягивает вперед руку и говорит: «Мне было приятно работать с вами». Затем поднимается следующий участник и говорит: «Всем спасибо» и кладет свою руку на руку педагога. Таким образом, каждый выскажется два раза.